Основной источник информации для водителя - зрение. Во время движения его поле зрения меняется, оно зависит от плотности транспортного потока и от скорости автомобиля. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.
Находясь за рулем, водитель удерживает в поле зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, следит за показаниями приборов.
Полем зрения называют все пространство, которое видит глаз.
Хотите определить свое поле зрения?
Тогда сидя или стоя смотрите вперед. Голова должна быть неподвижна, а взгляд – зафиксирован. Часть предметов вы будете видеть абсолютно четко, а часть – несколько расплывчато. Предметы, которые видны четко, находятся в области центрального зрения, менее четкие воспринимаются периферическим (боковым) зрением.
Водитель должен контролировать обстановку вокруг автомобиля, используя как центральное, так и периферическое зрение. Взгляд опытного водителя и его центральное зрение всегда направлены по ходу движения машины несколько в перспективу. Именно центральное зрение позволяет водителю своевременно получать информацию о том, что ждет его впереди, и вовремя предпринимать необходимые меры безопасности.
Переводить свой взгляд на объекты, расположенные вне поля центрального зрения, водитель имеет право лишь в исключительных случаях. Ведь даже за небольшой отрезок времени, который требуется для перевода взгляда на некий объект, расположенный на тротуаре, машина вслепую пройдет немалое расстояние!
Поэтому дорожную ситуацию в непосредственной близости от машины (спереди и по бокам) водитель контролирует с помощью своего периферического зрения! Увидев любой яркий раздражитель, который требует внимания: это может быть резкое движение пешехода на тротуаре, жест регулировщика – водитель переводит на него центральное зрение, а дальше срабатывает оперативная (кратковременная) память, которая помогает за доли секунды внимания на предмет оценить обстановку.
«Тоннельный» эффект возникает с увеличением скорости автомобиля, когда сужается зона центрального зрения и не воспринимается информация из периферической зоны. Чем выше скорость, тем меньше визуальной информации получает водитель! Появление на проезжей части перед автомобилем других участников движения, скрытых до поры за стенками «тоннеля», может оказаться для водителя полной неожиданностью.
На рис. тоннельная обзорность: чем выше скорость, тем меньше обзор!
С.О.
#удовольствиеотдвижения
Автошколы г. Архангельск "Мастер-У"
89600035728