Первым в мире водительским удостоверением стала «Справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Ее вручили 14 августа 1893 года в полиции Парижа неизвестному французскому автомобилисту. Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов. Для их получения кандидат должен был лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.
Обязательный экзамен был впервые введён в 1899 году в Чикаго.
Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии. Тогда же ввели первые ограничения - сесть за руль теперь можно было не ранее, чем в 17 лет и разгоняться не более, чем до 12 верст в час (13 км/ч). С наступлением этой даты началась целая автомобильная эпоха.
В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа. Появились требования к автомобилям, штрафы и дорожные знаки. У шоферов появилось понятие квалификации. Автомобили разделились на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель). За нарушение правил был положен штраф, за повторное нарушение - арест на 14 дней, а за третье нарушение лишали «прав».
В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.
Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра».
Из Инструкции шоферам, СССР, начало 20-х годов:
— "Трогать автомобиль с места, переключать скорости и останавливать - все это надо делать так, чтобы это возможно менее чувствовалось пассажирами автомобиля."
— "При встрече с пугливыми лошадьми не подавать сигналов, а замедлять ход и в случае нужды совершенно останавливать автомобиль.
— "При движении автомобиля в особенности на плохой, скользкой дороге, шофер обязан держать рулевое колесо крепко обеими руками."
— "При израсходовании всех запасных камер для возможности движения до ближайшего этапа, плотно набивать покрышку тряпками, чистыми концами, травой, соломой или обматывать обод колеса плотно бичевкой, чаще поверяя это временное приспособление. Двигаться при этом тихим ходом."
— "Во время управления автомобилем шоферу воспрещается разговаривать."
Статья 41 Конвенции 68 года обязывает каждого водителя автомобиля иметь водительское удостоверение. Страны-участники Конвенции обязаны обеспечить выдачу ВУ только лицам, обладающим необходимыми знаниями и навыками, после успешной сдачи ими теоретических и (или) практических экзаменов компетентным органам. Условия для успешной сдачи экзаменов должны быть предусмотрены в национальном законодательстве.
Любое национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям и предписаниям Конвенции, признаётся действительным на территории всех государств-участников Конвенции (кроме удостоверений ученика-водителя). При этом государства-участники могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (или 21 год для категорий «C», «D», «CE», «DE»).
С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.
в СССР водительские права представляли собой книжечку, напоминающую профсоюзный билет или пропуск. Фото с уголком и вручную заполненные данные – пожалуй, основное отличие от современных «прав». Названия пунктов бланка – почти такие же, как и в наше время: «шапка» содержала предусмотренный Конвенцией о дорожном движении вариант написания словосочетания «водительское удостоверение» на французском - Permis de Conduire; далее Ф.И.О. шофера, его место жительства; серия, номер документа; наименование органа, его выдавшего и дата выдачи; справа были перечислены пять транспортных категорий (A, B, C, D, E). Из особенностей – аббревиатура SU (Soviet Union) в правой верхней части. До конца 1980-х в «права» вкладывался Талон предупреждений, который использовался для пометок о правонарушениях. Пометки делали компостером, пробивая в талоне дырки. Три дырки за одинаковое нарушение в течение года и водитель превращался в пешехода, нужно было заново сдавать экзамен. При изъятии водительского удостоверения, талон оставался на руках и действовал в течение 15 суток — именно такой срок давался на вынесение окончательного решения по наказанию за правонарушение.
В 1995 году появился новый образец удостоверения: «Образец №1». Из документа-книжечки «права» превратились в плоскую карточку формата А6 (148×105 мм). Исчезла большая часть надписей «от руки», аббревиатура исчезнувшего государства SU сменилась на RUS, а дизайн пополнился защитной узорной сеткой и водяными знаками. При этом, структурно документ не поменялся: на нём всё так же красовалось приклеенное фото водителя с печатью и с личными данными, а на задней части имелся перечень уже знакомых категорий (от A до E) с разрешающими отметками. Со сменой формата, утвердился и максимальный срок действия удостоверения -10 лет. После заполнения в ГИБДД, бланк складывался пополам и ламинировался - для защиты от износа.
Одновременно с Образцом №1, МВД выдавало и «Образец №2» — компактные «права», размером 85×55 мм, которые помещались в визитницу или в кармашек для пластиковых карт. Все данные о водителе наносились на прочную синтетическую основу с добротным ламинированием. А, поскольку документ стал намного компактнее, то значительно изменился и дизайн: фото уменьшилось, информация о владельце на лицевой стороне была скомпонована плотнее, а для наглядности «открытые» категории были перечислены в небольшой табличке рядом с уникальным номером. Вместо настоящей печати, использовалась геометрическая фигура с кодом подразделения. Вся обратная сторона, по сути, была справочной: там располагались те же пять категорий, но уже безо всяких отметок.
С 29 марта 2011 года вступили в силу поправки, определившие, в том числе, внешний вид и необходимые сведения для национальных водительских удостоверений. Наступило время «прав» с розово-голубым оттенком.
Перечень водительских категорий увеличился: вместо пяти, их стало девять (автомобилям с прицепом присвоили отдельные категории: BE, CE, DE, троллейбусы и трамваи стали занимать отдельные строки в новом бланке, без буквенного обозначения). Из «шапки» исчезло наименование документа на французском, разделы бланка стали обозначаться цифрами, появилась более продуманная защита от подделки: цветовой градиент, водяные знаки, а также штрих-код и микротекст.
В 2014 году число транспортных категорий выросло до 16-ти. Все они были перечислены на обороте нового бланка.
2020 год. Дизайн «шапки» стал шире: вновь появилось французское наименование документа и добавился его английский перевод (Driving Licence) – для более легкого общения с полицейскими в случае выезда за границу. Фон «прав» подвергся лазерной обработке, поэтому обрел красивый перелив. На оборотной стороне штрих-код заменил куар-код – для быстрого считывания данных.
Любопытные факты из водительской жизни других стран:
Россия: в Москве первой получила «права» на управление легковым автомобилем Лиля Брик (возлюбленная поэта В.В. Маяковского). В 1928-м году Маяковский привёз ей из Парижа "Рено" и она лихо гоняла по пустым тогда московским улочкам, пока не сбила какую-то деревенскую бабу с ребёнком, которую парализовало прям посреди дороги, когда она впервые увидела мчащееся на неё "чудовище"…В России первые "пробные" удостоверения получили два петербуржца в 1895 году от градоначальника барона фон Валя, разрешающие им передвигаться на моторных велосипедах.
Тайланд. 1. В случае ДТП, водитель «без прав» автоматически считается виновной стороной. 2. По водительскому удостоверению в этой стране можно получить скидки на посещение национальных достопримечательностей, музеев и т.д.
Австралия. Здесь многоступенчатая система получения «прав». Австралийское водительское удостоверение может относиться к одному из четырех уровней: L (ученические «права»), P1, P2 и OL (полноценные «права»). Ученические «права» можно получить, сдав теоретический экзамен, а далее нужно накапливать водительский опыт, совершая поездки в объеме не менее 100-120 часов с инструктором по дорогам общего пользования. Кстати, инструктором здесь может быть любой человек, обладающий полноценными «правами». После наезда 120 часов уже можно сдавать экзамен по вождению, и получить «права» уровня P1. Этот уровень ограничен, он, например, не разрешает возить детей в авто. Повысить свой водительский статус можно через год, сдав еще один теоретический экзамен, а еще через - практику , и получить уже полноценные «права».
О.С.
#удовольствиеотдвижения
Автошколы Архангельска «Мастер-У»